3.1.1 Обзор рынка, макроэкономические тренды отчетного года, отраслевой прогноз, положение компании на рынке
Обзор рынка, макроэкономические тренды отчетного года, отраслевой прогноз.
Согласно данным МЭРМинистерство экономического развития[1], в 2024 году ситуация в мировой экономике оставалась сложной. Несмотря на смягчение денежно-кредитной политики мировыми центральными банками, процентные ставки находились на относительно высоком уровне, т.к. инфляция замедлялась медленнее, чем ожидалось ранее, и оставалась выше целевых значений. На горизонте до 2027 года ускорение темпов роста мировой экономики не ожидается: основной фактор – стагнация роста экономик развивающихся стран. Прогнозируется стабилизация темпов мирового экономического роста на уровне 3% в год (развитых стран – 1,8% в год, развивающихся стран – 4% в год).
Основными драйверами роста экономики России в 2024 году выступили отрасли реального сектора, прежде всего, обрабатывающая промышленность (основной положительный вклад — машиностроительный комплекс). Устойчивый рост, как и в прошлом году, наблюдался в строительстве и сельском хозяйстве. Стабильная ситуация на рынке труда и рост реальных располагаемых денежных доходов положительно сказались на восстановлении потребительской активности.
Согласно прогнозу социально-экономического развития на 2025 – 2027 годы, основным драйвером экономического роста выступит внутренний спрос, как потребительский, так и инвестиционный, удовлетворение которого будет реализовываться за счет развития экономики предложения и последовательного достижения показателей Указа Президента Российской Федерации[1]. В 2025 году с учетом жестких денежно-кредитных условий 2024 года темпы инфляции ожидаются на уровне 4,5% г/г (на конец 2025 года). С 2026 года инфляция выйдет на целевой уровень 4,0%.
Прогноз Банка России по основным макроэкономическим показателям на 2025-2027 годы (консенсус-прогноз на основе опроса участников рынка, по состоянию на декабрь 2024 года)[2]
Показатель | 2023 (факт) | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 |
---|---|---|---|---|---|
ИПЦИндекс потребительских цен (в % дек. к дек. пред. года) | 7,4 | 9,2 | 6,0 | 4,5 | 4,0 |
Ключевая ставка (% годовых, в среднем за год, с учетом выходных дней) |
9,9 | 17,5 | 21,3 | 14,6 | 10,4 |
ВВП (%, г/г) | 3,6 | 3,8 | 1,5 | 1,7 | 1,9 |
Прогноз спроса на электроэнергию в регионах присутствия Компании в 2025-2027 годах, млн кВт*ч
Энергосистема | 2024Оц | 2025П | 2026П | 2027П |
---|---|---|---|---|
Пермского края | 25 128,0 | 25 865,0 | 26 734,0 | 27 248,0 |
Свердловской области | 43 522,0 | 45 140,0 | 46 016,0 | 46 806,0 |
Челябинской области | 39 001,0 | 39 976,0 | 41 170,0 | 41 364,0 |
Итого по 3 энергосистемам: | 107 651,0 | 110 981,0 | 113 920,0 | 115 418,0 |
Прогнозная динамика изменения потребления электрической энергии энергосистемы Пермского края обусловлена следующими основными факторами:
- развитием действующих промышленных потребителей, наибольший прирост ожидается в металлургическом, химическом производствах и в производстве строительных материалов;
- ростом потребления объектами железнодорожного транспорта;
- увеличением объемов жилищного строительства и ростом потребления населением.
Прогнозная динамика изменения потребления электрической энергии энергосистемы Свердловской области обусловлена следующими основными факторами:
- развитием действующих предприятий обрабатывающей промышленности, наибольший прирост потребления ожидается в металлургическом и машиностроительном производствах;
- увеличением объемов жилищного строительства и ростом потребления населением.
Прогнозная динамика изменения потребления электрической энергии в энергосистеме Челябинской области обусловлена следующими основными факторами:
- развитием действующих предприятий обрабатывающей промышленности, наибольший прирост ожидается в металлургическом производстве;
- ростом потребления населением.
Цены и тарифы в электроэнергетике на 2025-2027 годы
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 – 2027 годы, в среднесрочном периоде индексация тарифов на передачу электрической энергии для потребителей составит 11,6% в 2025 году, 6,3% в 2026 году, 4,1% в 2027 году. Индексация регулируемых тарифов на электроэнергию для населения составит 12,6% в 2025 году, 5,2% в 2026 году, 4,0% в 2027 году. Указанные выше темпы индексации не учитывают индивидуальных решений Правительства Российской Федерации, принимаемых для устранения локальных регуляторных дисбалансов в отдельных регионах, решений ФАСФедеральная антимонопольная служба России о согласовании заключения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности, решений ФАСФедеральная антимонопольная служба России о согласовании заявлений региональных органов регулирования об установлении тарифов, отличных от предельных уровней, установленных ФАСФедеральная антимонопольная служба России.
Прогнозируемые изменения цен (тарифов) на электроэнергию на 2025-2027 годы
Показатель | 2024Оц | 2025П | 2026П | 2027П |
---|---|---|---|---|
Индексация тарифов сетевых компаний для всех категорий потребителей | 9,1% С 1 июля |
11,6% С 1 июля |
6,3% С 1 июля |
4,1% С 1 июля |
Индексация тарифов на э/э для населения | 8,9% С 1 июля |
12,6% С 1 июля |
5,2% С 1 июля |
4,0% С 1 июля |
Положение Компании на рынке
Свою основную деятельность Компания осуществляет в Пермском крае, Свердловской и Челябинской областях в условиях естественной монополии, регулируемой государством в части установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению потребителей. В регионах обслуживания Компании услугу по передаче электроэнергии также оказывают иные территориальные сетевые организации (ТСОТерриториальные сетевые организации). Преимущественно в их зоне ответственности находятся распределительные сети среднего и низкого уровней напряжения. В 2024 году доля рынка услуг по передаче электроэнергии ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал» (с учетом ДОДочернее общество АОАкционерное общество «EЭСК») по НВВНеобходимая валовая выручка составила 80%, доля ТСОТерриториальные сетевые организации – 20%.
2022
2023
2024
Доля ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал» по НВВНеобходимая валовая выручка в регионах обслуживания
В 2024 году в рамках внесения изменений в закон «Об электроэнергетике» и отдельными законодательным актами введен институт системообразующих территориальных сетевых организаций (СТСО). В связи с присвоением данного статуса ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал», Компания активно реализовывает положения вышеуказанных нормативных правовых актов, что способствовало приросту доли рынка по НВВНеобходимая валовая выручка в начале 2025 года на 2% и увеличению данного показателя до 82%. По мере дальнейшей реализации мероприятий в статусе СТСО ожидается рост доли рынка по НВВНеобходимая валовая выручка ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал» в регионах присутствия Общества.