RU | EN
      1. 3.1.1 Обзор рынка, макроэкономические тренды отчетного года, отраслевой прогноз, положение компании на рынке
      2. 3.1.2 Стратегия развития
      3. 3.1.3 Ключевые показатели эффективности
      4. 3.1.4 Ключевые риски

Для функционирования сайта мы собираем cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.

3.1.1 Обзор рынка, макроэкономические тренды отчетного года, отраслевой прогноз, положение компании на рынке

Обзор рынка, макроэкономические тренды отчетного года, отраслевой прогноз.

Согласно данным МЭРМинистерство экономического развития[1], в 2024 году ситуация в мировой экономике оставалась сложной. Несмотря на смягчение денежно-кредитной политики мировыми центральными банками, процентные ставки находились на относительно высоком уровне, т.к. инфляция замедлялась медленнее, чем ожидалось ранее, и оставалась выше целевых значений. На горизонте до 2027 года ускорение темпов роста мировой экономики не ожидается: основной фактор – стагнация роста экономик развивающихся стран. Прогнозируется стабилизация темпов мирового экономического роста на уровне 3% в год (развитых стран – 1,8% в год, развивающихся стран – 4% в год).

Основными драйверами роста экономики России в 2024 году выступили отрасли реального сектора, прежде всего, обрабатывающая промышленность (основной положительный вклад — машиностроительный комплекс). Устойчивый рост, как и в прошлом году, наблюдался в строительстве и сельском хозяйстве. Стабильная ситуация на рынке труда и рост реальных располагаемых денежных доходов положительно сказались на восстановлении потребительской активности.

Согласно прогнозу социально-экономического развития на 2025 – 2027 годы, основным драйвером экономического роста выступит внутренний спрос, как потребительский, так и инвестиционный, удовлетворение которого будет реализовываться за счет развития экономики предложения и последовательного достижения показателей Указа Президента Российской Федерации[1]. В 2025 году с учетом жестких денежно-кредитных условий 2024 года темпы инфляции ожидаются на уровне 4,5% г/г (на конец 2025 года). С 2026 года инфляция выйдет на целевой уровень 4,0%.

Прогноз Банка России по основным макроэкономическим показателям на 2025-2027 годы (консенсус-прогноз на основе опроса участников рынка, по состоянию на декабрь 2024 года)[2]

 

Показатель 2023 (факт) 2024 2025 2026 2027
ИПЦИндекс потребительских цен (в % дек. к дек. пред. года) 7,4 9,2 6,0 4,5 4,0
Ключевая ставка
(% годовых, в среднем за год, с учетом выходных дней)
9,9 17,5 21,3 14,6 10,4
ВВП (%, г/г) 3,6 3,8 1,5 1,7 1,9

Прогноз спроса на электроэнергию в регионах присутствия Компании в 2025-2027 годах, млн кВт*ч

Энергосистема 2024Оц 2025П 2026П 2027П
Пермского края 25 128,0 25 865,0 26 734,0 27 248,0
Свердловской области 43 522,0 45 140,0 46 016,0 46 806,0
Челябинской области 39 001,0 39 976,0 41 170,0 41 364,0
Итого по 3 энергосистемам: 107 651,0 110 981,0 113  920,0 115 418,0

Источник данных: Схема и программа развития ЕЭСЕдиная энергетическая сеть России на 2025-2030 годы[2].

Прогнозная динамика изменения потребления электрической энергии энергосистемы Пермского края обусловлена следующими основными факторами:

Прогнозная динамика изменения потребления электрической энергии энергосистемы Свердловской области обусловлена следующими основными факторами:

Прогнозная динамика изменения потребления электрической энергии в энергосистеме Челябинской области обусловлена следующими основными факторами:

 

Цены и тарифы в электроэнергетике на 2025-2027 годы

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 – 2027 годы, в среднесрочном периоде индексация тарифов на передачу электрической энергии для потребителей составит 11,6% в 2025 году, 6,3% в 2026 году, 4,1% в 2027 году. Индексация регулируемых тарифов на электроэнергию для населения составит 12,6% в 2025 году, 5,2% в 2026 году, 4,0% в 2027 году. Указанные выше темпы индексации не учитывают индивидуальных решений Правительства Российской Федерации, принимаемых для устранения локальных регуляторных дисбалансов в отдельных регионах, решений ФАСФедеральная антимонопольная служба России о согласовании заключения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности, решений ФАСФедеральная антимонопольная служба России о согласовании заявлений региональных органов регулирования об установлении тарифов, отличных от предельных уровней, установленных ФАСФедеральная антимонопольная служба России.

Прогнозируемые изменения цен (тарифов) на электроэнергию на 2025-2027 годы

Показатель 2024Оц 2025П 2026П 2027П
Индексация тарифов сетевых компаний для всех категорий потребителей 9,1%
С 1 июля
11,6%
С 1 июля
6,3%
С 1 июля
4,1%
С 1 июля
Индексация тарифов на э/э для населения 8,9%
С 1 июля
12,6%
С 1 июля
5,2%
С 1 июля
4,0%
С 1 июля

Источник данных: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годы. (Минэкономразвития России), https://economy.gov.ru/

 

Положение Компании на рынке

Свою основную деятельность Компания осуществляет в Пермском крае, Свердловской и Челябинской областях в условиях естественной монополии, регулируемой государством в части установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению потребителей. В регионах обслуживания Компании услугу по передаче электроэнергии также оказывают иные территориальные сетевые организации (ТСОТерриториальные сетевые организации). Преимущественно в их зоне ответственности находятся распределительные сети среднего и низкого уровней напряжения. В 2024 году доля рынка услуг по передаче электроэнергии ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал» (с учетом ДОДочернее общество АОАкционерное общество «EЭСК») по НВВНеобходимая валовая выручка составила 80%, доля ТСОТерриториальные сетевые организации – 20%.

2022

2023

2024

Доля ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал» по НВВНеобходимая валовая выручка в регионах обслуживания

В 2024 году в рамках внесения изменений в закон «Об электроэнергетике» и отдельными законодательным актами введен институт системообразующих территориальных сетевых организаций (СТСО). В связи с присвоением данного статуса ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал», Компания активно реализовывает положения вышеуказанных нормативных правовых актов, что способствовало приросту доли рынка по НВВНеобходимая валовая выручка в начале 2025 года на 2% и увеличению данного показателя до 82%. По мере дальнейшей реализации мероприятий в статусе СТСО ожидается рост доли рынка по НВВНеобходимая валовая выручка ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал» в регионах присутствия Общества.