3.2.8 Тарифная политика
Тарифы на услуги по передаче электроэнергии
В 2024 году регулирующие органы по отношению к Свердловэнерго применяли метод доходности инвестированного капитала (RAB), по отношению к Пермэнерго и Челябэнерго — метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (ИНДЕКС).
Пермэнерго | ИНДЕКС | 5 лет (2023-2027) |
---|---|---|
Свердловэнерго | RAB | 5 лет (2024-2028) |
Челябэнерго | ИНДЕКС | 5 лет (2023-2027) |
Единые (котловые) тарифы формируются с учетом затрат всех сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации и устанавливаются ежегодно на предстоящий год долгосрочного периода регулирования. Так же в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов необходимая валовая выручка ежегодно подлежит корректировке с учетом отклонения фактических и плановых параметров расчета, а также с учетом исполнения утвержденной инвестиционной программы и достижения показателей надежности и качества оказываемых услуг. Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год утверждены тарифными решениями регулирующих органов субъектов Российской Федерации[20-22].
Ставки единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии установлены регулирующими органами на 2024 год в рамках, утвержденных ФАСФедеральная антимонопольная служба России предельных минимальных и максимальных уровней тарифов.

Динамика структуры НВВНеобходимая валовая выручка по передаче электрической энергии ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал», млн руб.
Основные факторы изменения «котловой» необходимой валовой выручки в 2024 году, млн руб.:
Филиал | 2022 | 2023 | 2024 | 2024/2023, % | Пояснения |
---|---|---|---|---|---|
Пермэнерго | |||||
НВВНеобходимая валовая выручка по передаче электрической энергии, утвержденная в рамках тарифно-балансовых решений, в том числе: | 23 351 | 27 225 | 29 497 | 108,35% | Рост единых (котловых) тарифов |
НВВНеобходимая валовая выручка собственная | 10 713 | 13 675 | 14 427 | 105,50% | |
Услуги ПАОПубличное акционерное общество «ФСКФедеральная сетевая компания — Россети» | 3 521 | 3 835 | 4 096 | 106,81% | Рост тарифов ЕНЭСЕдиная национальная электрическая сеть |
Расходы на покупку потерь электрической энергии | 5 224 | 4 476 | 4 771 | 106,59% | Рост цены покупки потерь электрической энергии |
Затраты на услуги ТСОТерриториальные сетевые организации (в соответствии с действующей договорной схемой) | 3 893 | 5 239 | 6 203 | 118,40% | Рост индивидуальных тарифов сетевых организаций региона |
Свердловэнерго | |||||
НВВНеобходимая валовая выручка по передаче электрической энергии, утвержденная в рамках тарифно-балансовых решений, в том числе: | 40 027 | 48 050 | 49 312 | 102,63% | Рост единых (котловых) тарифов |
НВВНеобходимая валовая выручка собственная | 11 923 | 16 229 | 16 249 | 100,12% | |
Услуги ПАОПубличное акционерное общество «ФСКФедеральная сетевая компания — Россети» | 7 869 | 9 282 | 10 545 | 113,61% | Рост тарифов ЕНЭСЕдиная национальная электрическая сеть |
Расходы на покупку потерь электрической энергии | 5 189 | 6 088 | 4 549 | 74,72% | Пересмотр норматива потерь в связи с началом второго нового долгосрочного периода регулирования |
Затраты на услуги ТСОТерриториальные сетевые организации (в соответствии с действующей договорной схемой) | 15 046 | 16 451 | 17 969 | 109,23% | Рост индивидуальных тарифов сетевых организаций региона |
Челябэнерго | |||||
НВВНеобходимая валовая выручка по передаче электрической энергии, утвержденная в рамках тарифно-балансовых решений, в том числе: | 24 448 | 27 204 | 28 624 | 105,22% | Рост единых (котловых) тарифов |
НВВНеобходимая валовая выручка собственная | 9 534 | 10 867 | 12 336 | 113,52% | |
Услуги ПАОПубличное акционерное общество «ФСКФедеральная сетевая компания — Россети» | 3 839 | 4 420 | 5 108 | 115,57% | Рост тарифов ЕНЭСЕдиная национальная электрическая сеть |
Расходы на покупку потерь электрической энергии | 4 649 | 5 037 | 5 713 | 113,42% | Рост цены покупки потерь электрической энергии |
Затраты на услуги ТСОТерриториальные сетевые организации (в соответствии с действующей договорной схемой) | 6 426 | 6 880 | 5 467 | 79,46% | Снижение количества ТСОТерриториальные сетевые организации в связи с лишением их статуса ТСОТерриториальные сетевые организации из-за не соответствия критериям |
Анализ изменений среднего тарифа на услуги по передаче электрической энергии в разрезе филиалов (с учетом полезного отпуска электрической энергии на генераторном уровне напряжения), руб./ кВт*ч
Филиал | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
Пермэнерго | 1,522 | 1,774 | 1,922 |
Свердловэнерго | 1,449 | 1,772 | 1,853 |
Челябэнерго | 1,559 | 1,742 | 1,834 |
Итого по ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал» | 1,497 | 1,765 | 1,866 |
Рост, % | 3,1% | 17,9% | 5,8% |
Плата за технологическое присоединение
В соответствии с Методическими указаниями[23] на 2024 год для филиалов ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал» регулирующими органами Пермского края, Свердловской и Челябинской областей утверждены стандартизированные тарифные ставки, льготные ставки на ТПТехнологическое присоединение за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности для заявителей, а также формулы платы за технологическое присоединение. Ставки платы за ТПТехнологическое присоединение на 2024 год утверждены регулирующими органами субъектов Российской Федерации[24-27]:
Размер ставок для физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и объектов микрогенерации:
Регион | Размер ставки (с НДСНалог на добавленную стоимость) |
---|---|
Пермский край |
С 01.01.2024 7 000 руб./кВт |
С 01.07.2024 8 000 руб./кВт | |
Свердловская область | 8 000 руб. /кВт |
Челябинская область | 6 950 руб./кВт |
Кроме этого, плата за технологическое присоединение для отдельных социально незащищенных категорий граждан (малоимущих граждан, ветеранов, инвалидов и т.д.), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже необходимого заявителю класса напряжения, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, установлена за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности в размере: 1 119 руб./кВт с НДСНалог на добавленную стоимость (Пермский край, Свердловская область), 1 114,07 руб./кВт с НДСНалог на добавленную стоимость (Челябинская область).
В целом по ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал» величина средней ставка платы за ТПТехнологическое присоединение на единицу максимальной мощности по мероприятиям «последней мили» по исполненным договорам в отчетном периоде в 2024 году относительно 2023 года обусловлено увеличением размера стандартизированных ставок в том числе за 1 кВт запрашиваемой мощности, в 2024 году (увеличение стоимости ТПТехнологическое присоединение), а также снижением объема присоединенной мощности по заявителям до 150 кВт. Основной причиной роста средней ставки на выполнение организационно технических мероприятий в расчете на 1 договор ТПТехнологическое присоединение (ставка С1) является индексация ее составляющих.
Также регулирующими органами принимались решения об установлении платы к электрическим сетям ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал» по индивидуальному проекту, стоимость которых в соответствии с методическими указаниями так же рассчитывается с применением утвержденных СТС. Всего принято 25 постановлений об установлении платы по индивидуальному проекту на общую сумму 1 991 млн. руб. без НДСНалог на добавленную стоимость. Кроме того, в состав НВВНеобходимая валовая выручка тарифов на услуги по передаче электрической энергии ПАОПубличное акционерное общество «Россети Урал» были включены плановые расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в объеме 908 млн. рублей.
Показатели по тарифам на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение (тарифная политика)
2022 | 2023 | 2024 | 2024/2023 | |
---|---|---|---|---|
НВВНеобходимая валовая выручка по передаче электрической энергии, утвержденная в рамках тарифно-балансовых решений, млн руб., в том числе: | 87 826 | 102 479 | 107 433 | 104,83% |
НВВНеобходимая валовая выручка собственная, млн руб. | 32 170 | 40 771 | 43 012 | 105,50% |
Услуги ПАОПубличное акционерное общество «ФСКФедеральная сетевая компания — Россети», млн руб. | 15 229 | 17 537 | 19 749 | 112,61% |
Расходы на покупку потерь электрической энергии, млн руб. | 15 062 | 15 601 | 15 033 | 96,36% |
Затраты на услуги ТСОТерриториальные сетевые организации (в соответствии с действующей договорной схемой), млн руб. | 25 365 | 28 570 | 29 639 | 103,74% |
Котловой полезный отпуск электрической энергии, млн кВт*ч | 58 660 | 58 072 | 57 569 | 99,13% |
Средний тариф на услуги по передаче электрической энергии в разрезе филиалов, руб. / кВт*ч | 1,497 | 1,765 | 1,866 | 105,75% |
Стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16а Методических указаний ФАСФедеральная антимонопольная служба России, руб. за одно присоединение | ||||
Пермский край | ||||
Для случаев предусмотренных абз.6 пункта 24 Методических указаний ФАСФедеральная антимонопольная служба России | 8 384,00 | 9 097,00 | 9 660,00 | 106,2% |
Для случаев не предусмотренных абз.6 пункта 24 Методических указаний ФАСФедеральная антимонопольная служба России | 8 694,00 | 9 494,00 | 10 907,00 | 114,9% |
Свердловская область | ||||
Для случаев предусмотренных абз.6 пункта 24 Методических указаний ФАСФедеральная антимонопольная служба России | 11 519,00 | 13 255,00 | 15 733,00 | 118,7% |
Для случаев не предусмотренных абз.6 пункта 24 Методических указаний ФАСФедеральная антимонопольная служба России | 17 843,00 | 20 715,00 | 27 867,00 | 134,5% |
Челябинская область | ||||
Для случаев предусмотренных абз.6 пункта 24 Методических указаний ФАСФедеральная антимонопольная служба России | 13 895,86 | 14 729,61 | 15 790,14 | 107,20% |
Для случаев не предусмотренных абз.6 пункта 24 Методических указаний ФАСФедеральная антимонопольная служба России | 13 730,42 | 14 554,24 | 15 602,14 | 107,20% |